МОДЕЛЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ПО СОСТОЯНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ
Пусть авиационный комплекс (сложная система с избыточностью) эксплуатируется в интервале времени от 0 до Т часов, по истечении которых проводится его плановая профилактика. На этом интервале система контролируется в моменты времени tt с шагом At. В процессе контроля определяется состояние элементов системы. Если система к моменту контроля перешла в одно из не-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
работоспособных состояний, то производится ее восстановление с затратами TBj, /= 1, С’.
В том случае, если система в і-й момент контроля оказалась в в одном из К работоспособных состояний, то для принятия решения о дальнейших действиях используется оптимальное правило (4.19). Если условная вероятность отказа системы, находящейся в 1-й момент контроля в /-м работоспособном состоянии, меньше правой части неравенства (4.19), то система допускается к эксплуатации до і~т 1 —шага контроля без проведения каких-либо работ. Если неравенство (4.19) окажется нарушено, то производится профилактическое восстановление элементов системы с затратами TBhj=[Jt _
Таким образом установлено, что период регенерации системы является случайным и, начинаясь от ‘момента обновления системы {to—10), заканчивается:
■в момент Т проведения плановой профилактики, если до момента t = T система не отказала и ни на одном шаге контроля неравенство (4.19) не было нарушено;
в момент ti в интервале от 0 до Т, когда по результатам контроля установлено, что система находится в /-м работоспособном состоянии, но дальнейшее применение системы на интервале At— = ti+1 — ti без проведения профилактического восстановления приводит к нарушению неравенства (4.19);
в любой момент контроля. в интервале от 0 до Т, когда установлено, что система перешла в одно из неработоспособных состояний.
Таким образом, техническое обслуживание системы с избыточностью в приведенной модели эксплуатации производится по ее состоянию в момент контроля и с прогнозом на будущее.
Основными характеристиками, позволяющими оценить эффективность данной системы эксплуатации и сравнить ее с другими системами, являются: средние удельные затраты 7П на проведение профилактик и контроля состояния, определяемые как отношение затрат Тп к наработке системы в исправном состоянии за V регенераций; средние удельные затраты Тв на восстановление, определяемые как отношение затрат Тв к наработке системы в исправном состоянии за V регенераций; средние суммарные удельные затраты на эксплуатацию Тя=Тп+Тв.
Дополнительными характеристиками системы, позволяющими более полно оценить влияние заданной периодичности At между моментами контроля на эффективность применения системы, являются показатель готовности Кг и вероятность безотказной работы P(At).
С увеличением интервалов At между моментами контроля показатель готовности Кг возрастает, а вероятность P{At) уменьшается. Поэтому важным моментом является правильный выбор интервала At, обеспечивающий удовлетворительные значения Кг и P{At). В данной главе правила выбора At не рассматриваются,, а считаются заданными.
|
Рассмотрим алгоритм определения характеристик описанной модели эксплуатации сложной системы с избыточностью (в дальнейшем будем ее называть эксплуатацией по стратегии 2). Блок — схема алгоритма приведена на рис. 4.3. После моделирования всех процессов регенерации на печать выдаются характеристики эксплуатации по стратегии 2: Ти, Тв, Та, Кг, Р(Кі).